ГЛАВА 5

Основные финансовые показатели и управление рисками

Финансовая устойчивость Агентства

Статус Агентства определяет необходимость высоких требований к его платежеспособности и долгосрочной финансовой устойчивости для своевременного и полного исполнения им своих обязательств.

Агентство выведено из-под действия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность страховщиков в России: требования к его платежеспособности, составу и принципам формирования страховых резервов, а также инвестиционной деятельности устанавливаются Советом директоров в соответствии с положениями Правил осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков.

Правила осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков устанавливают максимальный объем обязательств Агентства по заключенным договорам страхования, договорам перестрахования, договорам поручительства и независимым гарантиям в размере суммы, предоставленной в обеспечение обязательств Агентства государственной гарантии.

В мировой практике обязательства экспортно-кредитных агентств обеспечиваются государственными гарантиями и имеют степень надежности на уровне суверенного рейтинга страны.

Обязательства ЭКСАР по договорам страхования, договорам перестрахования, договорам поручительства и независимым гарантиям обеспечиваются прямой государственной гарантией Российской Федерации на сумму 20 млрд долл. США сроком до 31 декабря 2042 года, что позволяет дальше наращивать объем поддержки национального экспорта.

Состав и методики расчета страховых резервов Агентства сформированы на основе лучших практик страховых компаний с учетом особенностей предлагаемых ЭКСАР страховых решений. Средства страховых резервов инвестируются с применением консервативного подхода и с учетом структуры резервов по валюте и сроку.

Агентство обладает высоким уровнем собственной финансовой устойчивости. Объем доступных финансовых ресурсов в составе собственного капитала и резерва страховых премий превышает величину экономического капитала (достаточность капитала составляет 1,45), которая на 1 января 2020 года составляет 65,9 млрд рублей. Оценочная вероятность самостоятельного выполнения всех страховых обязательств на горизонте 10 лет составляет 97,2%, что сопоставимо с уровнем финансовой устойчивости организаций, обладающих кредитным рейтингом на уровне Baa/BBB в классификации международных рейтинговых агентств.

В 2019 году Агентство осуществило выплаты страхового возмещения в сумме 6,0 млрд рублей. Сумма доходов, полученных по суброгационным требованиям, составила 81 млн рублей.

По состоянию на 01.01.2020 неурегулированными оставались 10 заявлений о наступлении страхового случая на общую сумму 1 018 млн рублей и 110 уведомлений о реализации страхового риска на общую сумму 1 936 млн рублей. Объем невзысканных суброгационных прав требования составляет по состоянию на 01.01.2020 г. 7 307 млн рублей.

Совокупный размер страховых резервов Агентства на 01.01.2020 г. составил 41,8 млрд рублей, несколько снизившись за счет того, что рост резерва страховой премии был нивелирован отрицательной валютной переоценкой.

По результатам 2019 года зафиксирован убыток в 332 млн рублей, сложившийся за счет осуществленных страховых выплат в рамках отдельных договоров входящего перестрахования. При этом в целом Агентством продемонстрирована эффективная деятельность и положительный результат по сравнению с запланированным, в том числе в части экономии по операционным и прочим расходам, а также большей величины полученных дивидендов и дополнительного страхового результата, что позволило практически полностью компенсировать убыток по страховой выплате.

Правовой риск

Под правовым риском понимается риск возникновения у Агентства убытков вследствие влияния внутренних и внешних факторов, относящихся к системе нормативного регулирования деятельности организаций и экономики. К внутренним факторам можно отнести несоблюдение при осуществлении деятельности Агентством применимого законодательства, несоответствие внутренних документов Агентства требованиям нормативных актов Российской Федерации, неэффективную организацию соответствующей правовой работы и процессов, нарушение Агентством условий договоров и пр.; к внешним факторам относятся несовершенство правовой системы, противоречивость либо отсутствие судебной практики по соответствующим вопросам деятельности Агентства, нарушение клиентами и контрагентами Агентства условий договоров, применение к Агентству санкций со стороны уполномоченных органов (в том числе, органов государств инкорпорации иностранных контрагентов Агентства и пр.).

Отличительным признаком правового риска от иных рисков Агентства является возможность существенно снизить, а иногда избежать появления опасного для Агентства уровня риска при полном соблюдении Агентством применимых законодательных, подзаконных и иных нормативных правовых актов, внутренних нормативных документов и процедур при осуществлении своей деятельности.

Поскольку правовые риски возникают во всех сферах деятельности Агентства и на всех уровнях его работы, в управление правовыми рисками вовлекается весь персонал Агентства, с учетом функционала и компетенций. Можно отметить следующие основные принципы управления правовым риском:

  • принцип обеспечения правомерности совершаемых Агентством операций
  • принцип «знай своего клиента»
  • принцип ответственности руководителей направлений за соблюдение требований внутренних нормативных документов при осуществлении функций направления
  • принцип комплексности и непрерывности

выявление правового риска осуществляется на постоянной основе с помощью:

  • анализа изменений в законодательной и финансовой (страховой) международной сфере в целом, которые могут оказать влияние на эффективность деятельности Агентства
  • анализа подверженности правовому риску направлений деятельности с учетом приоритетов Агентства
  • анализа отдельных операций и сделок
  • анализа внутренних процедур и технологий

Целью управления правовым риском является поддержание принимаемого на себя Агентством риска на уровне, определенном Агентством в соответствии с собственными стратегическими задачами. В целях минимизации правового риска Агентство использует следующие основные инструменты:

  • соблюдает установленный в Агентстве порядок по распределению полномочий при принятии решений и совершении операций;
  • обеспечивает наличие и исполнение надлежащих управленческих процедур, обеспечивающих правильность проведения операций;
  • разрабатывает внутренние процедуры и обеспечивает наличие в Агентстве внутренних документов, регламентирующих процедуру заключения/изменения договоров, а также взаимодействие структурных подразделений Агентства;
  • обеспечивает правомерность заключаемых Агентством договоров, осуществления всех необходимых процедур при совершении сделок, контроль за наличием полномочий у подписантов договоров, осуществление проверок ПОД/ФТ для установления правоспособности клиентов Агентства (в том числе страхователей/ выгодоприобретателей) при заключении договоров;
  • при необходимости осуществляет привлечение внешних консультантов по праву иностранных государств, в том числе в процессе урегулирования убытков;
  • разрабатывает типовые формы договоров, соглашений, которые регулярно обновляются и утверждаются органами управления Агентства.

Кредитный риск

Кредитный риск – риск возникновения у Агентства убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения контрагентом финансовых обязательств по застрахованным контрактам.

Для принятия обоснованного решения о целесообразности проведения операций, несущих кредитный риск, с клиентом в процессе анализа используются единые подходы по оценке информации финансового и нефинансового характера о деятельности контрагента.

Важным направлением кредитного риск-менеджмента является мониторинг страхового портфеля, выявление на ранней стадии факторов риска, которые могут повлечь за собой неполное исполнение контрагентом своих обязательств, с целью принятия своевременных мер по минимизации потерь.

На протяжении 2019 года Агентство продолжило дальнейшее развитие систем анализа, оценки и мониторинга кредитных рисков.

В рамках процесса минимизации/недопущения роста внешних и внутренних факторов кредитного риска в 2019 году Агентством был предпринят ряд мер по совершенствованию методологии и процессов оценки, контроля кредитных рисков:

  • усовершенствованы методики по оценке кредитных рисков юридических лиц (нефинансовых организаций) и финансовых институтов, учитывающие страновой риск контрагента, а также специфику действующей продуктовой линейки АО «ЭКСАР»;
  • актуализированы регламент и система мониторинга кредитных рисков.

Пересмотр подходов к оценке и мониторингу кредитных рисков в 2019 году позволил обеспечить достаточную степень защиты от комплекса рисков в условиях растущих потребностей российских экспортеров по расширению бизнеса на мировых рынках, повышения их конкурентоспособности, а также увеличения объемов несырьевого экспорта российского бизнеса через формирование комплексных подходов путем предоставления гарантийной, кредитной и страховой поддержки.

В дальнейшем единые процессы и подходы по управлению кредитным риском АО «ЭКСАР» будут совершенствоваться в том числе в целях повышения эффективности системы управления рисками в целом при выполнении целей и задач Агентства в качестве государственного института поддержки экспорта.